О качестве
Определение фактического уровня качества, удовлетворяющего потребителя
Управление качеством осуществляется с целью достижения уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей. Прежде всего необходимо определить, что в действительности означает это понятие.
Ранее во. многих отраслях японской промышленности не могли дать точных ответов на вопросы: «Что такое хорошая машина?», «Что такое хороший радиоприемник?», «Что такое хороший стальной лист?»
Потребители могут знать или не знать ответы на эти вопросы. Инженеры или те, кто отвечает за работу предприятия, обычно имеют наготове такой ответ: «Если те или иные показатели отвечают стандартам на продукцию, то данную продукцию можно считать доброкачественной». Или, указывая на график, говорят: «На чертеже эта продукция находится в пределах допусков, следовательно, она доброкачественная». Они забывают о том, что стандарты на продукцию и пределы допусков на чертеже недостоверны.
Внедряя систему управления качеством, необходимо скептически подходить
к стандартам на продукцию;
к стандартам на сырье;
к пределам допусков на чертеже;
не принимать на веру данные, полученные с помощью измерительных приборов и химического анализа.
Несомненно, стандарты на продукцию, аналитические данные и тому подобные вещи играют большую роль в управлении качеством. Но люди небрежно подходят к сбору данных. Первое практическое правило заключается в скептическом отношении ко всем полученным данным.
Свыше двадцати лет назад я занимался изучением японских промышленных стандартов на рулоны газетной бумаги. В стандартах приводились значения предела прочности на разрыв, толщины и ширины рулона. Специалист по управлению качеством на бумажной фабрике, которую я посетил, признался: «Иногда мы получаем много рекламаций от газетных корпораций на нашу продукцию, которая полностью отвечает требованиям промышленных стандартов, а в других случаях, если выпускаем продукцию без учета требований стандартов, мы вообще не получаем рекламаций. Поэтому мы просто игнорируем стандарты». Я заинтересовался подробностями, и он объяснил, что чаще всего в рекламациях речь шла об обрывах рулона при печатании.
Требования потребителя (в данном случае газетной корпорации) сводились к тому, что бумага не должна рваться при печатании на ротационной печатной машине. Назовем это одним из фактических показателей качества. В то же время предел прочности на разрыв и толщина бумаги в данном случае являются простыми условиями для достижения такого фактического качества. Назовем их вспомогательными показателями качества. В тот период связь между ними не была точно установлена.
Похожие работы: